Врать – нехорошо, это мы все знаем с детства. Но, с другой стороны, любое искусство – разновидность обмана. Глядя на двумерную картину, мы ощущаем объём. Смотря на скульптуру, мы видим живого человека. Читая книгу, мы верим придуманным героям… В искусстве дизайна такого рода обман – правило. Более того, иногда именно имитация, камуфляж становятся тем самым неповторимым штрихом, без которого не бывает истинного художественного высказывания. Пыль и шёлк В природе выглядеть не тем, чем являешься на самом деле – стратегия выживания. Маскировка в интерьере, по большому счёту, служит тем же целям: сохранности авторского замысла и денег клиента. Ведь далеко не все природные материалы, как бы красивы они ни были, способны противостоять жизненным реалиям. Мрамор чувствителен к бытовой химии, стекло хрупко и бьётся, дерево горюче и легко повреждается. Поэтому имитации востребованы уже много веков. Возьмём, например, венецианскую штукатурку, которая не выходит из моды уже два тысячелетия. Надо сказать, что сама технология возникла из банального желания сэкономить: и в античности мрамор стоил дорого, поэтому использовать старались даже пыль, которая оставалась после обработки глыб. Кому пришла в голову гениальная идея смешать мельчайшую мраморную крошку, гашёную известь, краску и воду, доподлинно неизвестно. Однако получившийся отделочный материал превзошёл по своим параметрам прародителя – благородный мрамор. Имитировать полированный камень венецианская штукатурка «умеет» виртуозно, отличаясь при этом завидной стойкостью и долговечностью. Интересно, что за минувшие века ни состав, ни технология нанесения принципиально не изменились, правда, в дешёвые сорта в наши дни добавляют акрил. Использование частиц материала - «родителя» для камуфляжа – явление в дизайне вообще распространённое. И вызвано оно не только и не столько желанием сэкономить: зачастую применить массивный элемент в современном интерьере просто невозможно. Например, модный сегодня натуральный неотделанный камень редко применяется в строительстве именно в силу большого веса блоков. Другое дело – специальная плитка: на тонкой (менее 2 см) несущей панели из лёгкого бетона крепится тонкий спил натурального камня. Масса таких плиток совсем невелика и сопоставима с равным по площади керамогранитом, да и в монтаже особых проблем не создаёт. Облегчённые облицовочные панели Lithodecor позволяют создавать необычные вентилируемые фасады. Они представляют собой конструкцию, в которой к несущей плите из облегчённого бетона приклеивается облицовочный слой из натурального камня (мрамора, гранита, известняка, песчаника и т.п.) толщиной всего 5-8 мм. Площадь облицовочной панели может достигать 4,7 кв.м, причём её вес будет на 60% меньше, чем у аналогичной по размерам плиты из натурального камня. Учитывая, что крепёж такой панели совершенно незаметен, архитекторы получают уникальный инструмент для отделки самых разных элементов здания. Этому же принципу следует и паркетная доска. Здесь также главенствующей идеей является не столько экономия (иные варианты паркетной доски дороже наборного паркета), сколько удобство укладки и монтажа в ограниченном пространстве. Многослойная конструкция, включающая в себя основу из недорогого и прочного дерева, на которую наклеен шпон из ценной древесины, удобна в укладке и долговечна, хотя полностью натуральной её не назовешь – шпон, фактически, ламинирован акрилом, который и обеспечивает стойкость материала. Искусство искусственного Надо сказать, существуют имитации, которые не имеют с образцом для подражания вообще ничего общего, кроме внешности. Как правило, это сложные высокотехнологичные материалы, которые очень востребованы в силу специфических свойств, расширяющих возможности применения. Понятно, что, например, дерево – не слишком хорошее покрытие для пола в ванной: рано или поздно во влажной среде оно или начнёт разрушаться, или потеряет внешний вид. То же можно сказать и о ткани или бумаге. Но привычные для такой «работы» материалы, вроде плитки или винила, вполне могут обеспечить самую безумную дизайнерскую идею. Хотя для этого им приходится мимикрировать. Природные материалы имеют достаточно серьёзные и очевидные ограничения в условиях современного жилища. Конечно, хочется, чтобы кухня в прованском стиле имела деревянные полы. Однако уход за ними требует много времени и сил, что обычному сегодняшнему горожанину вряд ли понравится. То же относится и к натуральному камню, и к тканевым драпировкам. В такой ситуации имитации незаменимы для дизайнера и хозяев, поскольку в наши дни визуально отличить имитацию от первоисточника бывает непросто даже специалисту. Действительно, искусство камуфляжа благодаря новым технологиям достигло впечатляющих успехов. Новые материалы зачастую не только в совершенстве подражают природным аналогам, но и превосходят их по потребительским качествам. Дизайнерская плитка Art Vinyl, производимая компанией Tarkett, интересна тем, что практически идеально имитирует почти любую поверхность – и цветом, и фактурой. Достигается это не только качеством рисунка, но и конструкцией материала: он многослоен и каждый слой выполняет свою функцию. Упругая подложка делает покрытие комфортным при ходьбе, стеклохолст гарантирует прочность и неизменность геометрических размеров. В конечном итоге, такая плитка оказывается даже более прочной и износостойкой, чем «образец для подражания», визуально от него не отличаясь. Можно добавить, что полимерная плитка хороша ещё и тем, что легка в монтаже и уходе. Кроме того, высокое качество имитации природных материалов позволяет добиться эффектных сочетаний структуры и цвета. Например, она даёт возможность без труда получить интересные сочетания камня и натурального дерева, или разных видов камней, или даже дерева и яркого пластика (это актуально в стилях эклектик и фьюжн). Art Vinyl, благодаря своей модульности позволяет создать самый невероятный дизайн. В одном помещении вполне реально совместить гранит, сланец или мрамор с ясенем или венге. Покрытие в любом случае окажется однородным, прочным и долговечным. Дополнительным бонусом является и то, что в случае повреждения пострадавший участок легко заменить, да и в целом покрытие позволяет без труда менять целые участки, делая дизайн мобильным, подстраивающимся под изменения в жизни хозяев. Ещё одним ярким представителем «идеальных имитаторов» является хуларо – искусственный ротанг, материал для плетения, из которого в наши дни делают огромное количество мебели. Степень схожести с натуральным деревом настолько велика, что с первого взгляда отличить кресла из природного ротанга и хуларо не способны даже специалисты. Необычна история появления хуларо. В целом, это одна из разновидностей обычного полиэтилена, которая использовалась в качестве финишного покрытия для лыж и сноубордов. Делать из него мебель придумал в конце прошлого века бывший профессиональный футболист клуба Bayern Munich Бобби Декейсер. Резон был прост: плетёная мебель для открытого воздуха была на пике моды, но сильно страдала от капризов погоды. Очевидным выходом в этом случае стала синтетика. Хуларо было семейным ноу-хау Декейсеров, поэтому Бобби и решил использовать именно его. Поскольку сам по себе полиэтилен, даже модифицированный, мягок и очень эластичен, Бобби придумал совмещать его с проволочной основой. Тем самым он «убил двух зайцев»: пластиковое покрытие позволяло добиться идеальной имитации натуральной фактуры, а проволока обеспечивала прочность и удобство плетения. В 1990 году бывший футболист организовал компанию Dedon и зарегистрировал торговую марку «Хуларо», а в наши дни плетёные стулья, лежаки и диваны из полиэтилена серьёзно потеснили своих «натуральных» собратьев на рынке. Презренный металл Несколько особняком среди «королей камуфляжа» стоят имитации натуральных камней и металлов. В ряде случаев их применение прямо называется подделкой и балансирует на грани закона, иногда её переходя. По понятным причинам чаще всего имитируют драгоценные металлы. Стоит заметить, что в старинных или сделанных «под старину» интерьерах эти материалы встречаются нередко, например – в деталях инкрустаций, бытовых предметах вроде ламп или мебельной фурнитуры и прочем. Возможностей для имитации, например, золота – масса. Это различные сплавы, начиная от латуни и заканчивая экзотикой вроде томпака (сплав меди и цинка в различных пропорциях, обладающий красивым золотым цветом; содержание меди делает его устойчивым к коррозии). То же касается и серебра – знакомый всем мельхиор (сплав меди с никелем) и даже простой полированный и тонированный алюминий вполне достоверно имитируют этот благородный металл. Применение металлических инкрустаций характерно для многих стилей. Из наиболее известных и популярных хочется назвать модерн, который и сейчас востребован в силу своей красоты и особой «природности». Безусловно, известны интерьеры, где для такого рода инкрустаций применялись драгоценные металлы, но в обычном быту чаще использовались более дешёвые имитации, что вовсе не обесценивало и не обесценивает эти вещи. По большому счёту, важен не собственно материал, а художественное решение. И с этой точки зрения дешёвая латунь может дать фору даже золоту. Впрочем, подделывают не только драгоценные металлы. Например, имитацию листовой меди можно назвать настоящим трендом сегодняшней строительной моды. Дело в том, что медная кровля с давних времён считалась признаком если не роскоши, то определённого положения в обществе и достатка. Так думают и сегодня. Поэтому камуфляж под благородную медь более простых и доступных материалов в наши дни – норма. Сегодня «медные» кровли встречаются гораздо чаще благодаря металлочерепице и другим кровельным материалам из стали с полимерным покрытием Agneta, которая в точности имитирует натуральную медь, но втрое доступнее по стоимости. Можно добавить, что в отличие от натуральной меди, которая покрывается зелёным налётом с течением лет, металлочерепица сохраняет свой цвет и характерный блеск. Подобного эффекта производитель материала, компания Tata Steel (Великобритания), добился благодаря применению специально разработанного компанией AkzoNobel красителя медного цвета с включением светоотражающих микрочастиц. Металлочерепица Agneta. Имитируют и драгоценные, и поделочные камни, как правило – в витражах и мозаиках. Пожалуй, больше всего «страдают» от этого бирюза и малахит – просто потому, что из-за ярко выраженной индивидуальности создать довольно правдоподобную копию легко. Причём вовсе не обязательно пользоваться для этого пластиком. Полностью идентичная по составу синтетическая бирюза впервые была получена в 1927 г. в Германии, а в начале 70-х годов прошлого века во Франции начались её продажи. Причём точность воспроизведения настолько велика, что окатыши искусственной бирюзы могут быть отличены от натуральных лишь при исследовании микроструктуры. Более того, в отечественном ВНИИСИМСе (Всесоюзный научно-исследовательский институт синтеза минерального сырья) создали искусственную бирюзу, которая неотличима от лучших природных аналогов и структурно. Помимо ювелирного использования, это дало возможность достаточно широко использовать имитацию и в художественных, и дизайнерских целях, а также при реставрации исторических интерьеров. Качественная маскировка, с точки зрения эволюции, обеспечивает преимущество в естественном отборе. В дизайне это правило также работает: надёжные, долговечные и лёгкие в работе материалы успешно «выживают» благодаря своей схожести с привычными природными образцами для подражания. И делают нашу жизнь не только удобной, но и красивой. http://library.stroit.ru/articles/camouflage/index.html |